2 грудня 2010 р.

Структура геомира: отражение в понятиях и в структуре географии

В этой статье мне хотелось бы обсудить ряд сложных вопросов, связанных с географией как наукой о части Мира, которая является особой средой нашего обитания и которую следовало бы называть Геомиром. Здесь мы имеем парадокс: с одной стороны география считается чуть ли не древнейшей наукой, с другой – она и сегодня выглядит ещё неразвитой: географы не могут похвастаться большими успехами в плане прогнозирования и проектирования, что не делает географию востребованной. Те проблемы, с которыми сегодня столкнулось человечество, решают экономисты, юристы, экологи, политики, но не географы, хотя по своей сложности они являются именно географическими. В чём же состоит проблема?

На протяжении многих десятилетий география формировала своё семантическое пространство, отбирала и уточняла понятия. Сначала они отражали реальные объекты – литосферу, гидросферу, атмосферу…, что находилось в полном соответствии с механистически-материалистическим мировоззрением, которому в то время отвечала и царица науки – физика. И хотя в Германии уже получила развитие антропогеография, она ещё не выделяла человека как нечто особое, отличающееся от всего, что было в Мире. Поэтому сначала заговорили о географии физической, которая, как и вся физика, должна была основываться на измерениях, что сразу вывело человека за пределы её рассмотрения, а уже в конце ХІХ столетия заговорили и о географии экономической. Развивались и другие направления – почвоведение, метеорология, гидрология, геоботаника…, которые многими относились к, так сказать, Большой географии. Благодаря работам ряда крупнейших географов – Ф. Ратцеля, П.А. Кропоткина, позднее – А. Геттнера и других, стало оформляться и ландшафтоведение, которое, однако, не было схожим с другими «географическими» разделами, поскольку ландшафт, по крайней мере, со времён А. Гумбольдта, понимали только как вид местности, что соответствовало этимологии этого термина. Нельзя не отметить заслуги В.В. Докучаева в развитии представлений о природном комплексе – понятии, которое вскоре заняло достойное место в системе географических понятий. Но история науки, особенно такой, как география, имеющей дело с крайне сложным объектом исследования, не могла быть простой и линейной. Сначала Л.С. Берг внёс изменения в трактовку термина (но не понятия!) «ландшафт», затем коренным образом изменил смысл терминов «фация», «урочище» и «местность», а природный (географический) комплекс был превращён в механистическое образование, которое, в таком виде, дожило до наших дней, особенно в версии Н.Л. Беручашвили. Все бросились резать земную поверхность (как слой) на ландшафты, ландшафты – на местности, местности – на урочища, а последние – на фации. Считалось, что при затрате определённых усилий не выявить их просто нельзя. Началось составление так называемых ландшафтных карт. Появление в середине 30-х годов прошлого века термина «экосистема» (который в СССР считали синонимом термина «биогеоценоз») привело к введению В.Б. Сочавой термина (но не понятия!) «геосистема», который, под влиянием развивающегося системного подхода впоследствии претерпел существенные изменения.
Автор, пользуясь терминологией, прижившейся в географии, предлагает иную систему понятий, считая её более адекватной структуре Геомира. Основным понятием становится геосистема – географическая машина (как организация), которую можно определить как коррелированные потоки вещества, либо как организацию множества элементарных процессов, связанных с движением вещества. В любом случае это – поток, организованный связующим паттерном. Такая форма организации представляет собой глобальную диссипативную систему, результат действия которой состоит в нарушении сферической симметрии литосферы, гидросферы и атмосферы. Эти три сферы, считавшиеся географическими, на самом деле таковыми не являются, это – сферы более простого, земного пространства. Геосистема не только нарушает сферическую симметрию, но и поддерживает это неравновесие. Важнейшим понятием географии является геокомплекс. Автор определяет его как организацию множества активных поверхностей. Это – морфология, выработанная динамикой геосистемы. Связано это с тем, что всё, что происходит – происходит на поверхности. Так удаётся уйти от инертных геомасс. Степень дифференциации масс определяет уровень их активности. Именно этим живое вещество отличается от минеральных масс. Среди активных поверхностей ведущее место принадлежит дневной поверхности. Именно здесь наиболее активно проявляется действие геосистемы.
Геосистема формирует ряд геосфер, отличающихся уровнем сложности. Речь идёт о том, что географический мир, в котором мы живём, претерпел длительную эволюцию. Первой сформировалась минеральная геосфера, исследованием которой занимается геоморфология (хотя это название когда-то обозначало более общую дисциплину). Здесь всё определяется организацией движения минерального вещества, организованного в бассейны.
С зарождением жизни стала разворачиваться биосфера - область действия глобального биотизированного режима геосистемы. В структуре географии ей соответствует биогеография (конечно, не в том варианте, который всегда читался биологами и сводился к размещению видов и их сообществ). Её структура значительно сложнее, поскольку она отражает ход эволюции живых организмов в направлении всё большей сложности, появление которых существенно меняло и саму биосферу, и ту минеральную среду, в которой она функционировала, становясь всё более схожей с организмом. Здесь мы имеем следующую иерархию биотизированных геокомплексов: экоид, тессера, парцелла, биогеоценоз, биогеом. На самом деле, минеральной геосферы и биосферы отдельно не существует, есть достаточно хорошо сбалансированная биоминеральная геосфера, которую Дж. Лавлок назвал Геей.
С зарождением человека с его хозяйственной деятельностью устанавливается антропосфера - область действия антропотизированного геосистемного режима. В структуре географии ей должна соответствовать антропогеография (сразу отмечу, что так называемая социально-экономическая география и её варианты, в рамках которой человек превращён в трудовой ресурс, не соответствует сегодняшнему дню). Эта сфера претерпевает сложный процесс эволюции, связанный с развитием цивилизаций. Первой из них была аграрная, которая привела к установлению агрогеосистемы и ей соответствующей агросферы (ей может соответствовать агрогеография), вторая связана с развитием машинного производства, приведшего к возникновению техносферы (ей может соответствовать география техносферы). То, что мы наблюдали на протяжении почти всего ХХ столетия, можно назвать прорастанием техносферы в агросферу, что, в конечном счёте, должно привести к формированию единой агротехносферы. Какую роль в её становлении должны сыграть географы? На стыке двух тысячелетий мы стали свидетелями и участниками формирования новой сферы – ноосферы (ментальной сферы). Думаю, пора говорить и о ноогеографии. Это очень сложное образование, которое связывает в одно целое человечество, усиленное компьютерными системами с помощью Интернет, что ведёт к формированию мыслящей планеты – космической аномалии. Понятно, что со временем должно произойти прорастание ноосферы в агротехносферу, примеры чего мы уже имеем сегодня. На этом этапе эволюции на фоне разгосударствления и сжатия антропосферы происходит становление регионов – сложных социально-экономических образований.
Однако на этом эволюция Геомира не заканчивается. Её продолжение связано уже с эволюцией человека. Человек – создание очень сложное. Это – отобранное качество Природы. Будучи её порождением, он, с одной стороны, противостоит ей, отражая её в своих научных воззрениях и произведениях искусства, с другой – он связан с ней глубинно – на духовном уровне, если под духовностью понимать чувство единства с Целым. По мере становления человек проходит ряд стадий: Homo sapiens ferusHomo sapiens barbarusHomo sapiens civilisHomo sapiens divinus. На каждом последующем этапе он раскрывается в новой ипостаси. От человека с преобладанием физического труда он переходит к умственному труду, что, однако, не позволяет ему раскрыться собственно как Человеку, т. е. как существу духовному. Это достигается созданием социоприродной органики, которая и становится основой дивосферы – духовной геосферы. Возможно, в будущем ей будет соответствовать дивогеография.
Особое внимание хочется уделить феноменам ландшафта и рельефа. Сразу отмечу, что это не географические термины/понятия, они пришли в географию из сферы искусства. Оба появились в эпоху Ренессанса. А это значит, что географы не имели права менять их смысл, хотя это произошло. Их овеществили и начали делить на элементы разных рангов. Но оба феномена имеют совсем иную природу. Оба имеют отношение только к дневной поверхности (в рамках географии). Ландшафт – это не геокомплекс, а организация рисунка дневной поверхности (не путать с рисунком ландшафта А.С. Викторова) – рисунка, который «вышивает» на дневной поверхности геосистема и выявляется субъектом (включая животных!). Вот почему изменение структуры дневной поверхности отражает динамику геосистемы, являющуюся творцом пространства дневной поверхности. Ландшафт - это информатор, определяющий наше поведение – образ местности, паттерн, который можно сохранить в памяти, лицо местности и Геомира (если брать всю дневную поверхность планеты). Тоже касается и рельефа, который есть смысл определить как организацию поля высот, организацию отклонений от некоторой фоновой поверхности. Он органически входит в ландшафт. При этом множество неровностей не является основой для формирования рельефа как образа конфигурации поверхности. Местность в таком случае, выступает как ландшафто- или рельфообразующее пространство и выделяется разными субъектами по-разному. Вот почему некорректно говорить о ландшафтных картах и картах рельефа: картографируется только дневная поверхность, её структура. Что же касается фации, здесь вообще было всё искажено. Фация (слово facies означает облик, внешний вид) вводилась в геологию как описание ситуации, как отношение между явлением и условиями его возникновения. Поэтому фация – это образ ситуации, к тому же не связанный с каким-либо таксономическим рангом или масштабом.
Однако не будем забывать, что всё это – только наши образы, сжатые в систему понятий. Поэтому ландшафт семантического пространства столь же изменчив, как и тот мир, который его подстилает.

Geoworld structure: reflection in notions and Geography structure. The new system of notions that excludes synonymic terms and describes the Geoworld from evolutionary-synergetic viewpoint is suggested. The notion of geosystem is adopted as the main – the organized set of processes the acting of which leads to spherical symmetry breaking the earth space and geospheres forming. The new interpretation of landscape and relief and also notions is made here.

Сборник трудов V научно-практической конференции с международным участием «Экологические проблемы. Взгляд в будущее», Ростов-на-Дону, 2010. – С. 152 – 154.

2 коментарі:

  1. Треба виводити географію з коми. Але мені здається, що для цього прийдеться поміняти географів. Не можна весь час топтатися на одному місці, перемиваючи кістки "отцям географії", як це ми бачимо в сучасній географії. Добре, що ви дивитеся у майбутнє.

    ВідповістиВидалити
  2. Олександр Ковальов9 грудня 2010 р. о 12:27

    Дякую за оцінку. Але міняти географів не варто. Я зараз аналізую те, що відбувається у, так би мовити, західній географії, і бачу, що там теж є проблеми. Схоже на те, що на пострадянському просторі просто копіюють те, що є там. Мені важко погодитись з цим. Я не розумію, що таке "географія культури" чи "соціальна географія", тим більше - "географія політичних виборів" і т.і. Складається враження, що географію продовжують вважати дисціпліною, головним аспектом якої є простоорова диференціація будь-чого, в тому числі сімейних відносин чи сексу, головних уборів чи футболу. Все це не сприяє розвитку географії. В останньому збірнику МДУ, серія географічна, я побачив статтю з такою назвою: "Географія безповоротних втрат Радянського Союзу у Другій світовій війні". І це - Геофак МДУ!!! Про що можна ще говорити...
    Нажаль, є ще один неприємний момент, пов'язаний з коментарем: дуже погано, що ситуація в географії змушує людей писати анонімно. Може, саме з цього все починається? Мати особисту точку зору небезпечно!
    Олександр Ковальов

    ВідповістиВидалити