Введение. Начало ХХІ столетия ставит перед географами и политиками целый ряд сложных вопросов, решение которых упирается в необходимость разобраться в сложнейшей ситуации, возникшей в результате развития человеческого общества и того конфликта с природной средой, который это развитие вызвало за последние два-три столетия. Географов, экологов, социологов, политиков интересует эта проблема, как и те варианты, которые позволяют её решить. И здесь мы находим интересную связь между становлением Человека, которое ещё продолжается, и той формой связи с миром, которую он реализует в виде культуры и цивилизации. Мы теперь понимаем, что Человек, оказавшись в эволюционной точке, стал не только «пастухом бытия», определяя направленность бытийного потока, но и в такой же степени должен взять ответственность за решения, которые он делает. В рамках этого контекста туризм начинает смотреться как некая особая форма сращивания, развёртывания коммуникации, наращивания сродства как внутри человеческого общества, так и, прежде всего, в рамках единого организма Геи.
Изложение основного материала.Итак, мы имеем сложный контекст, представленный отношениями между такими глобальными явлениями, как Человек, Человечество, Культура, Цивилизация, Природа - прежде всего земная, и мы говорим о том, что в этом контексте, который существовать может только при наличии коммуникации между его составляющими, на сегодня что-то выглядит несогласованным, что ситуация в целом стала негармоничной. И нас интересуют корни этой дисгармонии, проявляющейся в росте конфликтности всей геоситуации. Причём речь идёт о конфликтности всей ситуации – начиная от межличностных отношений и заканчивая отношениями между обществом и так называемой «живой Природой» (Wildlife). Этот последний термин, появившийся не так давно, акцентирует наше внимание на самом важном моменте: согласно версии Геи Дж. Лавлока, наша планета, представляет собой именно организм, основу которого составляет множество связей, переплетенных между собой, что как раз и составляет основу сложности (complexity), с которой в своих исследованиях сталкиваются географы. Мы имеем дело со следующей ситуацией: организм, который входит в состав другого организма, входящего в состав следующего организма и т.д., границы между которыми не являются чёткими, а именно: биологическая клетка как часть биологического организма, в том числе человека, как части сообщества – части общества, которое включено в жизнедеятельность биосферы как части единой геосреды, вложенной в единую земную органику – Гею и т. д. Для того, чтобы этот сложнейший холизм представить себе лучше, мы прибегаем к его разложению, рассматривая отдельно каждый из этих «отдельных» организмов. К сожалению, иного пути на сегодня нет. Так поступим и мы.
Человек. Это уникальное существо, не имеющее даты и места рождения, так как Человек и есть сама Природа, представляющая собой её отобранное качество: всё лучшее, что есть в Природе, она собрала вместе, локализовала и поместила в одно глобальное существо, которое мы называем Человеком. На каждом новом эволюционном витке этот феномен собирался согласно некоему идеальному плану/паттерну – образу, который Природа, как гениальный конструктор, шаг за шагом, исправляя многочисленные ошибки, заходя в тупики и выбираясь из них, формировала в виде духовно-интеллектуального чуда для того, чтобы его глазами всматриваться в себя, его умом охватить, постичь себя. Вот почему мозг/сознание человека ему не принадлежат – они принадлежат Природе, поскольку именно она является организмом/средой их существования. Вот почему, согласно В. Франклу, для того, чтобы прийти к себе, Человек должен пройти через Мир [1]. Природа смотрит на себя человеческими глазами, она думает о себе с помощью человеческого сознания. Человек – нарушенная симметрия Природы.
На пути своего становления человек современного типа прошёл ряд стадий: Homo ferus → Homo barbarus → Homo civilis, на каждой из которых формировалась своя культура как проявление антропотизированного режима геосистемы, и цивилизация как форма отношения общества и природы. В каждом из нас, как и в культуре, в которую мы погружены, в той или иной степени содержатся все стадии становления: и культура, и Человек диахроничны. Связь с окружением человек, как часть социума, осуществляет с помощью языка как формы отклика системы переработки сигналов, как формы коммуникации. Именно язык является основой семантосферы – пространства смыслов, в котором каждый отыскивает свой смысл существования, присутствия в Мире. Смысл же, отыскиваемый при помощи совести, направляет ход бытия. Именно совесть позволяет выявить уникальные смыслы, которые со временем становятся ценностями, формируя новую культуру поскольку совесть есть «интуитивная способность человека находить смысл ситуации» [1, с. 294]. Для выявления смысла, за которым стоит интерпретация, решение, следует научиться отделяться от самого себя – в этом состоит свобода Человека: «Лишь в той степени, в какой я сам отступаю на задний план, … я приобретаю возможность увидеть нечто большее, чем я сам. Такое самоотречение является ценой, которую я должен заплатить за познание мира, ценой, которой я должен приобрести познание бытия, большего, чем просто проявление моего собственного бытия» [1, с. 73]. Вот почему человек всегда незавершён, всегда выходит за достигнутые пределы. Культура, устанавливающаяся в наше время, помещает Человека в центр Мира, но выйти за его пределы он не может: Мир есть его ограничение, которое само по себе является неограниченностью. Мир меняется вслед за изменением Человека, и будет очень плохо, если этот Мир будет сведен к «кондиционированному» мирку Homo civilis.
Природа. Это сложная абстракция, выработанная человеческим сознанием в процессе хозяйственного освоения среды, и постоянно меняющаяся под влиянием отношений, возникающих вследствие смены цивилизаций. Как заметил Клайв Стейпл Льюис [2], мы и называем природой то, что смогли познать. Итогом такого познания является объяснение, но не понимание. Объяснение строится на вычленении части из единства и установлении связей, понимание - на значении феномена, входящего в континуум. И именно над этой «природой» современный человек – Homo civilis – создатель «асфальтовой цивилизации», имеет власть, забывая о том, что это власть, в том числе и над ним самим. Такая «природа» оказывается закованной в «законы природы», «обеспечивающие» её «понимание». Из неё изгоняется то живое творческое начало, та внутренняя свобода, благодаря которым только и мог возникнуть феномен Человека, которого М. Мерло-Понти определил как абсолютный исток, абсолютное начало [3], а В. Франкл – как дух [1]. Но такая власть «человека» над «природой» ведёт к власти человека над Человеком, что так ярко проявляется в рамках государства как формы организации общества. Она имеет чисто биологическое происхождение и основывается на силе. Зачем же Природе было создавать такого когнитивного монстра? Не для того же, чтобы оказаться в оковах его мысленных редукций, будучи разложенной на свойства химических элементов, полезные для производства!
Но Природа полна внутреннего творческого потенциала, она представляет собой множество уникальных феноменов, вступающих друг с другом в сложные отношения, отстаивающих самих себя, что предполагает наличие языков, коммуникации, конфликтов и т.п. Тогда Природа – это тот же Человек, только делокализованный, но обладающий своим характером, разумом и лицом. Природа организована в той степени, которая позволяет обнаруживать её и не только анимизировать, оживляя, что свойственно языческой культуре, но и очеловечивать. Лицом же её, особенно когда речь идёт о земной Природе, является ландшафт – организация рисунка дневной поверхности. Он отличается выразительностью и служит источником смыслов, доступных мудрым. Ландшафт – это текст, написанный языком дневной поверхности. Как и любой другой язык, он одновременно прагматичен, сакрален и эстетичен. Природа приглашает к общению, к разговору, она ждёт собеседника, а не взломщика.
В последние десятилетия всё больше говорят о философии дикой Природы. Но почему у современного человека, являющегося потомком покинувших дикую природу прародителей, вдруг возникла потребность в такой философии, как и в контакте с дикой природой? Что он, не заметив того, утратил по дороге к милому его сердцу комфорту асфальтовой цивилизации? Думаю, он утратил, во-первых, понимание природы как Природы-Матери, чувство единства и глубокого родства с ней, во-вторых, ту самую свободу творчества, которая так характерна для дикой Природы. Выбравшись из неё, современный Homo civilis оттолкнул её, превратив в ресурс, и стал создавать свои тексты – культурные ландшафты, которые уж очень часто выглядят бескультурными, что отметил Конрад Лоренц [4], громко заявивший о восьми смертных грехах современного человека. Становится ясным, что современный человек с его культурой потребления природных ресурсов исчерпал свой эволюционный потенциал и должен уступить место иному человеку и иной культуре. Ему на смену идёт Homo divinus, порождающий геокультуру, основанную на чувстве эмпатии по отношению к природе.
Туризм как форма геокультуры. Обдумывая тему конференции, я, никогда не увлекавшийся туризмом, обнаружил для себя некое новое понимание этой сферы деятельности. Сегодня я всё более утверждаюсь в мысли о том, что туризм является некоей потребностью всё больших масс людей хотя бы на время выйти из-под действия, по словам К. Лоренца, "кондиционирования" человека в течение его онтогенеза той или иной культурной средой [4], вырваться из мирка «своей» культурной среды и «подышать воздухом» иной культуры и живой Природы. Человек как существо трансцендентное, не может нормально существовать, оказавшись замкнутым среде, носителем которой он сам же и является. Убогая замкнутость индивидуальных, семейных, групповых, государственных мирков обесчеловечивает современного человека, делает его прагматичным и индифферентным по отношению ко всему, что его окружает, не оставляет шансов выйти из режима потребительства, усиливая тенденцию к обывательству. Но такой человек и такая культура обречены. Выход из эволюционного тупика видится в создании новой культуры – геокультуры, основанной на видении Природы как субъекта, общение с которым становится принципиально важным. И именно туризм позволяет обеспечить контакт с иными Мирами.
1. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл ; [Пер. с англ. и нем., под общей ред. Л.Я. Грозмана и Д.А. Леонтьева]. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
2. Льюис К.С. Человек отменяется / К.С. Льюис; [Пер. с англ. Н. Трауберг] // Знание — сила. — М.: Знание, 1991, № 12. — С. 53-58.
3. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти ; [Пер. с франц. и под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина]. — С.-Петербург: Ювента», «Наука». 1999 — 606 с.
4. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц ; [Пер. с нем. А.И. Федорова, Г.Ф. Швейника, под ред. А. В. Гладкого]. - М.: Республика, 1998. 393 с.
Ковалёв А.П. На пути к сосуществованию человека и живой природы: туризм как форма геокультуры / А.П. Ковалёв // Учёные записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия: География. – Т. . С. . Рассмотрены вопросы, связанные с отношением в системе «человек - среда» в аспекте туристической деятельности. Показана необходимость перехода человека в новое качество – Homo civilis, создающего новую культу - геокультуру.
Ключевые слова: человек, культура, геокультура, ландшафт, туризм.
Keywords: man, culture, geoculture, landscape, tourism.
Статья Александра Ковалёва опубликована в журнале «Учёные записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского». Научный журнал. Т. 23 (62). № 3. Серия «География» Симферополь, Таврический национальный университет, 2010. – С. 45 – 49.
Немає коментарів:
Дописати коментар